Музей и его герои после окончания
Великой Отечественной войны

Тяжёлые годы послевоенного восстановления Музей и его сотрудники прошли вместе со всей страной. Музей поднимали люди, за плечами которых были фронт и тяготы жизни в тылу.
В восстановлении принимали участие как сотрудники, сохранившие коллекции в военные годы, так и пришедшие на работу молодые специалисты. В 1944 г. в Музей пришли выпускники исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова — первый военный выпуск университета.
После Победы в коллективе появилось много бывших фронтовиков. В основном это были новые люди, ранее не работавшие в Музее.
Из тех, кто уходил из Музея в первые месяцы 1941 г., вернулись единицы:
  • художник Владимир Варварович Вишняков (проработал до 1984 г.);
  • завскладом Михаил Иванович Ковалёв (ещё в 1924 г. пришёл смотрителем, проработал до 1958 г.);
  • пожарник Семён Фёдорович Агапов (работал до 1959 г.);
  • шофёр Иван Сергеевич Гладков (работал комендантом до 1986 г.);
  • шофёр Николай Иванович Алмаков;
  • электромонтёр Анатолий Васильевич Нежданов.
Всего с момента окончания войны в Музее работали 110 бывших фронтовиков.
До 2008 г. работала в Музее участница войны художник-реставратор Апполинария Семёновна Рязанова.
Вместе со старыми кадрами вновь пришедшие сотрудники занимались комплектованием фондов материалами о Великой Отечественной войне
и послевоенном восстановлении страны.
Именно это поколение музейщиков внесло неоценимый вклад в формирование богатейшей фондовой коллекции по истории советской эпохи,
в создание того Музея, который и сейчас является хранилищем уникальных документов и материалов по новейшей истории страны.




Из воспоминаний Надежды Владимировны Скидальской
Работала в музее с 1944 по 1965 гг. (научный сотрудник отдела массовой работы, старший научный сотрудник экспозиционного отдела), в 1965 г. переведена на должность ведущего специалиста Министерства культуры РСФСР, затем союзного Министерства.
«На субботниках мы мыли полы и окна в экспозиционных залах, благоустраивали территорию музея. Нас сближала
и роднила работа на овощных базах, совместное преодоление трудностей и лишений реальной жизни послевоенной поры. Мы дежурили в госпитале (ныне глазная больница в Мамоновском переулке) и писали письма раненым по их просьбе».

"Запомнились и музейные праздники. В минуты отдыха мы вместе пили чай с принесенной из дома немудренной снедью (пока не были отменены карточки), а по праздникам в залах музея накрывались столы,
«в складчину», все пели «Дан приказ ему на Запад» и другие песни».


Из воспоминаний Надежды Владимировны Скидальской
Работала в музее с 1944 по 1965 гг. (научный сотрудник отдела массовой работы, старший научный сотрудник экспозиционного отдела), в 1965 г. переведена на должность ведущего специалиста Министерства культуры РСФСР, затем союзного Министерства.
«Заканчивалась война. В 1944-1945 гг. группа выпускников исторического факультета МГУ им. В.М. Ломоносова, в том числе Н.К. Кузнецова и я, обрели статус научных сотрудников музея. Мы были молоды, энергичны, полны любви к Родине. Постепенно наши ряды пополнялись.
В музей стали приходить и другие выпускники МГУ. Нас справедливо называли филиалом истфака,
а объединяющим нас были одинаковый уровень знаний, возраст, мировоззрение и то, что мы пережили в Москве все ужасы, лишения и тяготы войны (например, мой дом
в Большом Овчинниковском переулке был разбомблен
в ночь на 11 ноября 1941 г.). Постепенно образовалось наше музейное «братство».

Через год после окончания войны сменилось руководство Музея. Новым директором была назначена Анастасия Иннокентьевна Толстихина.
По воспоминаниям сотрудников, это была волевая женщина, искренне любящая своё дело. В период её руководства вышестоящими органами было принято решение об изменении хронологических рамок Музея.
Отныне его экспозиция должна была отражать события отечественной истории
с середины XIX в., а не с крестьянских восстаний XVII в., как было ранее.
Изменение хронологических рамок не отразилось на комплектовании материалов по истории Великой Отечественной войны. На продолжение сбора реликвий этого периода по-прежнему была направлена значительная часть творческой энергии всего коллектива.
Из воспоминаний Веры Сергеевны Михайловской
Работала в музее с 1943 года, сначала в должности библиотекаря, затем заведующей библиотекой, в 1952-1954 – была главным хранителем Выставки подарков И.В. Сталину, с 1954 г. и до 1979 г. – заведующей спецсектором и хранителем коллекции оружия. Награждена медалью
«За доблестный труд» (1970 г.) и орденом Октябрьской Революции
за плодотворную работу (1975 г.)
«Толстихина умела работать сама, умела привлечь
к работе, заинтересовать работой сотрудников. Она отличалась способностью помогать сотрудникам не только в работе, но и в личной жизни. Многие музейные работники благодаря ее участию выбрались из бедственного положения. Далеко не все правильно воспринимали критику Толстихиной, считали ее грубой, резкой. Это, конечно, мешало и ей, и работникам. Меня же Толстихина научила самостоятельно работать, отвечать за свою работу, переживать за работу всего коллектива».
В первое послевоенное десятилетие
в экспозиционной деятельности Музея открылась особая страница, связанная с демонстрацией выставки подарков И. В. Сталину.

В 1949 г. приуроченная к 70-летию со дня рождения Сталина выставка заняла бо́льшую часть экспозиционных площадей главного здания музея.
На ней было представлено несколько тысяч подарков, значимое место среди которых заняли предметы, связанные с Победой в войне.
Подарки со всего мира направлялись Сталину
как лидеру народа-Победителя. Множество даров пришло от участников французского движения Сопротивления.
Как вспоминали впоследствии сотрудники, письма, поздравления, приветствия приходили со всех уголков нашей страны и из разных стран. Все они были наполнены чувством большой благодарности
и признательности советскому народу
за одержанную Победу, за наступивший мир.
Многие из этих вещей по-прежнему хранятся в Музее
и составляют важную часть коллекции по истории
XX века.
Для пополнения фондов по истории Великой Отечественной войны в послевоенный период сотрудники продолжали отправляться
в командировки. Материалы собирались как
в центральной части России, так и в отдалённых регионах, на Северном Кавказе и в Сибири.
В ходе комплектования в разное время были получены: личные вещи заключённых из концлагеря Освенцим, фотографии известных военных корреспондентов Е. Халдея и А. Тёмина, комплекс материалов, связанных с деятельностью Нюрнбергского процесса, переданный вдовой члена Международного военного трибунала в Нюрнберге
от СССР генерал-майора И. Т. Никитченко.
Поскольку комплектование по военной тематике продолжалось на всём протяжении работы Музея, сегодня здесь хранятся материалы от первого
до последнего дня войны, собранные как по горячим следам событий, так и позднее. Широкая география коллекции, ставшая результатом более 35 научных экспедиций, является одной из её главных ценностей.
Из воспоминаний Надежды Владимировны Скидальской
Работала в музее с 1944 по 1965 гг. (научный сотрудник отдела массовой работы, старший научный сотрудник экспозиционного отдела), в 1965 г. переведена на должность ведущего специалиста Министерства культуры РСФСР, затем союзного Министерства.
«Лето 1959 г. Сталинград. 50-градусная жара. И мы –
И.Г. Лупало (руководитель бригад), С.М. Караханян,
Н. Равва и я в этом историческом регионе. Продолжительность командировки 40 дней, определены объекты сбора материалов о Великой битве на Волге
и последующем восстановлении города. <…> Только
во время этих экспедиций мы, молодые сотрудники,
до конца осознали масштаб и истинное значение минувшей Битвы на Волге, а также ее разрушительные последствия.
Итоги нашей командировки были признаны весьма успешными. Нам удалось скомплектовать много материалов, в том числе: первую (послевоенную) Книгу Почета Сталинграда (о тех, кто первым восстанавливал разрушенный до основания город), материалы первых поселенцев г. Волжского, первые плавки Сталинградского тракторного завода, полную документацию института «Гидропроект» и т.д. <…> Надеюсь, что собранные нами уникальные, подлинные исторические материалы, реальные свидетельства героизма и энтузиазма наших современников нашли достойное отражение в новых экспозициях музея...»

«Часто вспоминается встреча с великим
Д.Д. Шостаковичем, который в жизни оказался застенчивым и удивительно скромным человеком.
Он передал в фонды музея раритетную партитуру 7-ой (Ленинградской) симфонии».


Made on
Tilda